Home Форум Клуб RU-QRP Разное Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 05 Апр 2016 13:12 #30670

  • R1AIT
  • ( Пользователь )
  • R1AIT аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 441
  • Репутация: 29
loganoid102 пишет:
Использую литиевую 6000мА/ч. хватает на несколько часов (3-5) работы
817,выключается при понижении до 10в.
Что то здесь не так IMHO. Мне 2,9 Ач LiPol хватало на 4 часа разгребания небольшого пайлапа на двадцатке в SSB. Правда выключался около 9В, но это врядли существенно, т.к. в конце напряжение довольно быстро падает. А, да, оптимизацию питания таки проводил. Т.е. питание через батарейный разъем, лишний свет выключен, антенна к разъему на лицевой панели. Около 330 ма на прием получалось.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 05 Апр 2016 22:22 #30694

  • UR0ET
  • ( Пользователь )
  • UR0ET аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 976
  • Репутация: 60
Евгений, Владислав, спасибо за информацию!
Увы, на данный момент специального зарядного устройства нет. Поскольку элементов насыпали много попробую воспользоваться народными методами. На данный момент извлечено 13 пар элементов. Проверено на них остаточное напряжение. Одна пара забракована (1,5 В). На остальных от 3,76 до 4,1 вольта. Во время "разделки", т.е. отсоединения от платы контролеера у трех пар лопнула приваренная перемычка между корпусами элементов. Оставшиеся были скомпонованы в блоки по три пары (по 6 элементов в каждом блоке).
Далее по совету тех, кто такие элементы использует полным ходом, все три блока соединены параллельно и оставлены на ночь. Дабы получить примерно одинаковый уровень разряда. Сейчас на всех элементах напряжение 3,88 вольта. Посмотрим, что будет к утру.
Зарядку ребята делают от мощного источника питания, соединяя блоки уже последовательно, при этом постепенно повышают напряжение, контролируя ток, и периодически проверяют напряжение на каждом из блоков. При использовании блоков из 10 элементов (пять пар) ток заряда не должен превышать 10 ампер а напряжение на блоке - 4,25 вольта.
Теперь нужно найти мощный блок питания с возможностью регулировки выходного напряжения...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 06 Апр 2016 14:48 #30731

  • r0c
  • ( Пользователь )
  • r0c аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 150
  • Репутация: 10
Брал вот здесь зарядное устройство и литиевые аккумуляторы. Правда, не для трансивера, а для переделки шуруповерта. Ну и для трансивера тоже ест варианты.
А вообще, можно пойти в компьютерную мастерскую и за дешево взять там аккумулятор от ноутбука. Мне отдали просто так якобы мертвый аккумулятор. Он просто не брал заряд, потому что был разряжен в ноль и контролер не запускался. Аккуратно вскрыл корпус, там 6 аккумуляторов, по два в параллель. Кратковременно зарядил каждый из них от отдельного блока питания и контроллер ожил. В итоге готовый аккум с хорошей емкостью, встроенным контроллером заряда-разряда и балансировкой. Лампочка с током 0,6 А горела от него целый день. Мини трансивера пока нет, поэтому в полях не проверял....


Последнее редактирование: 07 Апр 2016 14:15 от r0c.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 10 Апр 2016 08:50 #30824

  • rj3t
  • ( Пользователь )
  • rj3t аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 143
  • Репутация: 32
всем доброго дня!
сразу хочу сказать, что мои посты не являются заказом и рекламой! :)
наконец-то руки дошли до аккумуляторов форм-фактора 18650, купленных в этом магазине. про магазин читал много. выбрал именно его из-за бОльшего числа положительных отзывов полученных покупателями (в частности покупателями аккумуляторов 18650). продавец дал номер для отслеживания посылки типа RO*********CN, так что примерно имел представление, как и где моя посылка. отправление ехало ко мне через города: Урумчи (Китай), Хоргос (Казахстан) и Москву (РФ). всего ее путь от момента заказа до получения в почтовом отделении составил 36 дней.

1. защита.
начну с главного. защита аккумулятора 18650 представляет собой небольшую платку с несколькими элементами, задача которых не дать переразрядить/перезарядить и перегреть.
5.jpg

для сравнения 2 аккумулятора 18650 (с защитой - слева и без - справа). как видно, аккумулятор с защитой несколько выше (и, как выяснилось, дороже). если аккумулятор без платы защиты, то в процессе эксплуатации обязательно необходимо следить, чтобы напряжение не падало ниже 3в на банку, иначе аккумулятор начнет разрушаться.
635.jpg

мои аккумуляторы без встроенной платы защиты, т.е. несколько дешевле.

2. длинна и диаметр.
по большому счету длинна и внешний диаметр указаны в самом названии этих аккумуляторов: примерно 18мм - диаметр и примерно 65мм - длинна.
20160405_084848.jpg

20160408_081803.jpg

20160408_081656.jpg

для сравнения размеров аккумуляторов в разных корпусах привожу их фото (сверху вниз - 18650, АА и ААА)
20160408_082458.jpg


3. вес.
каждый из полученных мной аккумуляторов весит 44г
20160410_072451.jpg

таким образом, если брать с собой кейс и 3 аккумулятора в нем, то стоит рассчитывать примерно на 151г (вес балансировочного кабеля не беру в учет, но это еще 1-2г)
20160410_072621.jpg

и коробОк (кейс) размерами примерно 60мм * 80мм * 20мм
20160405_085402.jpg

достаточно компактно и легко. аккумуляторы всегда можно вынуть из кейса.

(продолжение в следующем посте)
Последнее редактирование: 11 Апр 2016 07:28 от rj3t.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 10 Апр 2016 09:16 #30825

  • rj3t
  • ( Пользователь )
  • rj3t аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 143
  • Репутация: 32
(продолжение)
для сравнения, вес аккумулятора в корпусе АА составляет 28г
20160410_072707.jpg

но и их напряжение ниже, поэтому веса придется взять больше 280г (10шт - 1 комплект на 12в) + вес коробок для них. примерно столько же будут весить 6 аккумуляторов 18650 с кейсами (это 2 комплекта по 11-12в 2,5А/ч каждый).

4. напряжение на "холостом" ходу.
аккумуляторы приехали ко мне в заряженном (примерно 67% заряда) состоянии. на "холостом" ходу мультиметр "Витя" показал напряжение 3.88в на каждой банке.
20160408_082037.jpg


5. разрядка и зарядка.
разрядку-зарядку проводил "умным" зарядным устройством imax b6
20160410_072239.jpg

в одиночном боксе через "крокодилы"
20160410_072206.jpg


сначала разрядил один аккумулятор током 1А. под конец процесса разрядки зу несколько раз уменьшало ток разряда. в моем случае разряд проводился до напряжения на аккумуляторе 2.99в. таким образом, за 139 минут получил емкость 1724 мА/ч. в таком состоянии приехали аккумуляторы ко мне.
20160408_235329.jpg

далее, согласно правилам эксплуатации (об этом чуть ниже), выставил ток заряда равный примерно 0,5с аккумулятора (с небольшим запасом, т.е. чуть меньше, т.к. китайцы очень любят измерять емкость аккумуляторов в "попугаях", поэтому у них емкость обычно завышена в разы), т.е. 1А.
20160410_071942.jpg

как видно на фото, за 208 минут при начальном токе заряда 1А (зу ближе к концу заряда понижало это значение) аккумулятор набрал 2255 мА/ч. при заявленной продавцом емкости 2600 мА/ч, полагаю, что это неплохой результат. думаю, что в процессе эксплуатации аккумуляторы еще доберут емкость. в ходе зарядки также контролировал рукой температуру нагрева аккумулятора. чисто по ощущениям - все время заряда аккумулятор был комнатной температуры.

6. эксплуатация Li-Ion аккумуляторов форм-фактора 18650
теперь мне хотелось бы рассказать о некоторых нюансах эксплуатации Li-Ion аккумуляторов 18650.
как и любой другой Li-ion аккумулятор, 18650:
- необходимо заряжать током не больше половины реальной емкости аккумулытора (0,5с);
- плохо переносит переразряд и перезаряд, при которых такие аккумуляторы необратимо разрушаются;
- имеет низкий ток саморазряда. в этой связи, рекомендуют держать аккумуляторы в заряженном состоянии;
- не имеет "эффекта памяти", а значит их можно дозаряжать в любом состоянии;
- нельзя заряжать аккумулятор, чтобы напряжение на нем было больше 4,2в, и нельзя разряжать ниже 3в;
- работает при +15°С…+25°С (оптимальная температура эксплуатации) и -20°С…+60°С (допустимая). при более высоких температурах рекомендуют отводить тепло от аккумулятора, что увеличит срок их службы. при низких температурах, из-за роста внутреннего сопротивления, значительно падает эффективность, а значит аккумулятор работает меньшее время. хоть аккумулятор и работает при низких температурах, но заряжать его в таком состоянии не рекомендуется;
- из предыдущего правила эксплуатации очевидно, что аккумуляторы боятся высоких температур. где-то в сети встречал мнение, что паять аккумуляторы 18650 без защиты категорически запрещено. это может привести к повреждению аккумулятора, потере емкости и даже взрыву. поэтому на производстве их не спаивают, а "приклеивают" на т.н. "холодную сварку".

проверить аккумуляторы в деле (работая на природе /p) пока не могу, не хватает времени. как только будет возможность, попробую и отпишусь.
Последнее редактирование: 11 Апр 2016 07:15 от rj3t.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 11 Апр 2016 13:24 #30845

  • ua9cdc
  • ( Пользователь )
  • ua9cdc аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 146
  • Репутация: 5
loganoid102 пишет:
Приветствую!
у меня такое ощущение что наоборот - свинец лучше.
Использую литиевую 6000мА/ч. хватает на несколько часов (3-5) работы
817,выключается при понижении до 10в. А свинцовый 7200мА/ч хватает на гораздо большее время. Если вылазка недолгая, можно и литий взять.

То: rj3t
В сборке на контактах потери будут, имхо лучше спаять проводами


---
Эльдар, R9WY

Так вы измерьте реальную емкость у обоих аккумуляторов. Похоже у вас вовсе не 6000 ма.ч емкость. Производители часто хитрят.
Где-то читал, что на прием Ваш аппарат потребляет 330-350 ма. На передачу при 5W выходной, думаю 1.3 -1.5 A. Средний потребляемый ток на передачу соответственно порядка 0,7-0,8 А
При активной работе соотношение прием.передача примерно 1:1. Тогда имеем
для LiPo:

6000*0.9/(0,5*0,35)+ (0,5*0,8 ) = около 9 часов работы.

для свинцового коэффициент в числителе берем 0.5,

7200*0,5/(0,5*0,35)+ (0,5*0,8 ) = около 6 часов работы

Почему для свинцового коэф 0,5 - потому, что реально у него можно использовать только половину заявленной емкости. Дальше внутреннее сопротивление становится слишком большим и при передаче сигнал портится из-за низкого напряжения питания.

Возможно ток на передачу у вашего аппарата потребляется еще больше (817 не очень экономичный аппарат), тогда подставьте другие цифры.
У меня например KX3 на прием потребляет 190 ма а при передаче несущей при 5 W и питании 13,6 в ток 1,25А. Аккумулятора LiFePo4 5 АЧ, 12в хватает на целый день работы.
Бывает продают аккумуляторы для подзарядки телефонов и планшетов, так они там сумашедшие цифры указывают потому, что все считают для 5в. Соответственно если стоит преобразователь и выдает 13 в то ампер-часов реально будет в 3 раза меньше. Похоже у Вас именно этот вариант. Вообще по честному надо бы указывать ватт-часы. Тогда такой обман бы не прошел.
Последнее редактирование: 11 Апр 2016 19:23 от ua9cdc.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 11 Апр 2016 23:46 #30855

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Сейчас на сайте
  • Сообщений: 2419
  • Репутация: 282
ua9cdc пишет:
Где-то читал, что на прием Ваш аппарат потребляет 330-350 ма. На передачу при 5W выходной, думаю 1.3 -1.5 A. Средний потребляемый ток на передачу соответственно порядка 0,7-0,8 А
При активной работе соотношение прием.передача примерно 1:1. Тогда имеем
для LiPo:

6000*0.9/(0,5*0,35)+ (0,5*0,8 ) = около 9 часов работы.

для свинцового коэффициент в числителе берем 0.5,

7200*0,5/(0,5*0,35)+ (0,5*0,8 ) = около 6 часов работы

Почему для свинцового коэф 0,5 - потому, что реально у него можно использовать только половину заявленной емкости. Дальше внутреннее сопротивление становится слишком большим и при передаче сигнал портится из-за низкого напряжения питания.

Возможно ток на передачу у вашего аппарата потребляется еще больше (817 не очень экономичный аппарат), тогда подставьте другие цифры.


Экспериментальным путём установлено, что 817-й с Li-FePO4 батареей номинальной ёмкостью 10Ач в режиме Режим RX/TX = 15/15 сек.(имитация работы на CQ) работает 14ч. 30-48мин.
С Li-Po второсортной батареей номинальной ёмкостью 5Ач в том же режиме, 817-й работает 5ч.10мин.
Ссылка 1 и Ссылка 2 в этой теме.

Мой 817-й максимально потребляет 330мА на приём и примерно 1,7-1,8А на передачу. Простыми манипуляциями можно понизить потребляемый ток до 290мА.
Ещё раз убедился в том, что выбирать применяемый тип батарей следует в том числе, исходя из того, на сколько стабильно ваш трансивер работает с пониженным напряжением питания. У 817-го с этим проблем нет.

Вообще по честному надо бы указывать ватт-часы. Тогда такой обман бы не прошел.

Это точно.
Последнее редактирование: 11 Апр 2016 23:47 от RX3ALL.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 12 Апр 2016 00:04 #30856

  • UT4UUM
  • ( Пользователь )
  • UT4UUM аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 364
  • Репутация: 65
Я использую для своего QRP для быстрого выхода в эфир батарею из 6 18650, емкостью 2800мАч.
Легкая и компактная.
Кстати, для тех, кто не знает, размеры просто вычислить для Li-Ion аккумов:
18650 - 18мм диаметр, 65мм высота.
например, АА батарейка соответствует типоразмеру Li-Ion аккумулятора 14500 - т.е. 14мм в диаметре, 50мм длиной.
Андрей. Ru-QRP #367
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 14 Апр 2016 17:04 #30874

  • ur4mck
  • ( Пользователь )
  • ur4mck аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 951
  • Репутация: 98
Однажды попался в Инете мне на глаза вот такой девайс: AGA POWER Jump Starter A3+ 16000mAh

Цена у нас - около $90. В Китае может и дешевле найдется.
За 16 А*ч и 400 г веса - очень даже привлекательная штучка, особенно для длительных QRP/P и QRP DX. :)
Характеристики:

Ёмкость: 16000mAh
Зарядный ток: 300A
Пиковый ток: 600A
Выходное питание: 5В, 12В, 16В, 19В
Время зарядки: 4-5 часов
Размеры: 160x75x29мм
Вес: 400г

Про зарядный ток 300А и время зарядки 4-5 часов я не совсем понял (скорее всего хотели написать "разрядный ток 300 А". В остальном - полезная штука, совместимая по напряжению с другими подручными девайсами.

1_2016-04-14.jpg


2_2016-04-14.jpg


3_2016-04-14.jpg


4_2016-04-14.jpg


В сумку можно и трансивер упаковать вместе с проволочной антенной.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 01 Июн 2016 18:54 #31480

  • R2ANG
  • ( Пользователь )
  • R2ANG аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 147
  • Репутация: 9
Добрый день друзья!
Вот какой вопрос назрел. Едет мне вот такой легкий полевой усилитель. Чем питать в полевых условиях? Максимально легкий носимый вариант? Из полевых аккумуляторов есть только вот такие два аккумулятора
Спасибо.
Администратор запретил публиковать записи.
Модераторы: RX3PR