Home Форум Клуб RU-QRP Разное Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

На сайте

Никого

Авторизация

Журнал CQ-QRP

Зима-Лето 2023
cq qrp 81
Все журналы

Спонсоры

LAB599
lab599 banner

Магазин XIEGU.RU
xiegu ru banner

Наши друзья

baner88x31
Тульский областной радиоклуб
QRP ARCI
Клуб Нижегородских Радиолюбителей
ru cw banner
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 18 Ноя 2012 10:48 #13009

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 122
  • Репутация: 13
Решил начать выкладывать сюда наработки и подобное из личного опыта "общения" с такими аккумуляторами.
Дело в том, что при эксплуатации они со временем теряют способность отдавать большие токи (для меня это 40-50А), и модель уже не может выполнять то, что мне нужно. А выкинуть - рука не подымается, потому что довольно дорогие, ну и заряд-то держат пока еще...

Вот и подумал - буду использовать их для питания КХ-1, например. Пробовал таскать в поле гелевый аккумулятор от UPS 12В 7Ач - не понравилось - тяжелый...
Значит, пора переходить на новый уровень. :)
(Примечание: приводимые ссылки - для ознакомления с отзывами, естественно, купить можно и в других местах)

Есть например "в запасе" аккумуляторы, похожие на эти:

Аккумулятор

Согласно обозначению, выдерживают кратковременный разрядный ток до 2,2х20=44А. Мне столько не нужно (в данном случае), просто будет запас.
Силовые разъемы на них используются такие:
Разъем

Для зарядки пользуюсь таким зарядным устройством
Зарядник

Оно "универсальное" - можно заряжать все типы существующих аккумуляторов, в том числе и автомобильные. В частности, заряжал им аккумуляторы для "шахтерского" фонаря.

К нему нужен блок питания, использую примерно такой
Блок питания

...Продолжение следует...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 26 Ноя 2012 12:31 #13159

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 122
  • Репутация: 13
Дополнение:
LiPo аккумуляторы можно заряжать током до 2С ("две емкости").
Тогда они будут заряжаться примерно за 35-45 минут.
Есть и такие, которые можно зарядить током до 8С (если позволит зарядное устройство). Тогда они будут заряжаться минут за 15.
Сравните со временем, требуемым для зарядки металгидридов...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Ноя 2012 07:28 #13196

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 122
  • Репутация: 13
Прочитал статью в клубном журнале о литиевых аккумуляторах.
Кстати, на Авиониксе цены на аккумуляторы довольно высокие...

Могу добавить, что ухудшение параметров со временем обусловлено даже не столько условиями хранения, а особенностями конструкции, в частности - свойствами электролита.
После года эксплуатации под нагрузкой напряжение на них начинает "проседать" при больших разрядных токах. Но для наших целей (маломощных передатчиков) они вполне подойдут даже в таком виде.
Не рекомендую разряжать их ниже 3,3В на ячейку - это будет примерно 10В для аккумулятора из 3 ячеек.
Спаял переходник для параллельного подключения аккумуляторов.
Для контроля напряжения на всех ячейках аккумулятора можно использовать вот такую штуку:

Продолжение следует...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Ноя 2012 09:44 #13198

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 122
  • Репутация: 13
Еще дополнение:
Не надо искать аккумуляторы с указанным разрядным током в 1С. Как правило, они предназначены для пультов радиоуправления. Поэтому их размеры "подогнаны" под размеры батарейного отсека пульта какой-либо фирмы, часто даже пишут, какой конкретно.
При этом они стОят заметно дороже, чем аналогичные по емкости аккумуляторы с разрядным током 15-20С.
"B-grade" аккумуляторы - это на самом деле "второй сорт", могут сразу же после покупки не обеспечивать заявленной емкости и выдать всего несколько циклов "заряд-разряд".
Довольно дешевы аккумуляторы фирмы Turnigy, чуть лучше них по качеству - Rhino.
Если нужно - могу указать ссылки, почитаете отзывы владельцев, сможете выбрать свой вариант.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Ноя 2012 11:42 #13202

  • ur4mck
  • ( Пользователь )
  • ur4mck аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 951
  • Репутация: 98
RA3VMC пишет:
"B-grade" аккумуляторы - это на самом деле "второй сорт"
Совершенно верно! И об этом тоже сказано в статье.
RA3VMC пишет:
могут сразу же после покупки не обеспечивать заявленной емкости и выдать всего несколько циклов "заряд-разряд".

Весной этого года я искал дешевые литиевые батареи для предстоящего в июле "Полевого Дня УКВ". Участвую каждый год и каждый год приходится тащить с собой (на велике) по 3-4 Pb аккумулятора (10-15 А*ч каждый) + аппаратура + провизия. Довольно тяжело самому. В этот раз решил "Хватит! Надо upgrade'иться". Нужна была LiPo батарея емкостью не меньше 20 А*ч. В Украине ничего подходящего тогда не нашлось. Остановил свой выбор на "второй сорт" (B-grade) в китайском магазине. Цена приятно удивила. Взял 4 штуки 5 А*ч 3S1P 25C (см. фото в статье).

Эксплуатацией доволен. В "VHF FD 2012" этих батарей вполне хватило на 24 часа работы (с перерывами) мощностью 20 Вт (144 МГц). Потом брал их в Крым. Одной такой батареи хватило на 4 часа в "Русском Поле" для FT-857D (UU7JF свидетель :) ). Вес и габариты - вне конкуренции!

А в августе купил 1 кВт мотор-колесо для велосипеда и питал его этими четырьмя последовательно соединенными B-grade батареями. Получился аккумулятор 44.4 В 5 А*ч. Хватало на 20-25 км пробега. Ток отдает нормально, в гору тянет стремительно!

И даже однажды случилось устроить КЗ в разъеме. Вспышка ослепила, контакт разъема моментально испарился и, наверно, это спасло батарею от порчи. Все работает и до сих пор. На велосипеде уже штатная батарея, а эти B-grade использую в радиоделе.

Так что не такие уж они и плохие эти B-grade! Все четыре штуки вполне соответствуют завяленной емкости и обеспечивают приличный ток после 8-ми месяцев эксплуатации.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Ноя 2012 13:21 #13205

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 122
  • Репутация: 13
Значит, повезло. :)
У некоторых они просто не работали сразу "с почты"...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 09 Дек 2012 17:45 #13320

  • R3XM
  • ( Пользователь )
  • R3XM аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 17
  • Репутация: 3
Случайно подвернулись Ni-Cd аккумуляторы от 12В интерсколовского шуруповерта, при полном заряде выдают 13.7В, 1.5 Ач, TEN-TEC 4 часа на прием пока работает (уже 12.6В).
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 10 Дек 2012 05:56 #13325

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 122
  • Репутация: 13
Аккумуляторы новые или уже были в работе?
Их надо будет "вырабатывать" полностью, примерно до 0,9В на элемент, и только потом ставить на заряд.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 10 Дек 2012 11:13 #13329

  • R3XM
  • ( Пользователь )
  • R3XM аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 17
  • Репутация: 3
Б/у года 3, до 9.6 вольт на прием отработал 1 акум. 16 часов, дальше опускать не стал. Их в комплекте 2, на передачу может в выходные попробую погонять, посмотрю на сколько хвати
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 10 Дек 2012 11:20 #13330

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 122
  • Репутация: 13
Тогда это нормально, будет интересно - на сколько его хватит в "реальной" работе в эфире...
Администратор запретил публиковать записи.
Модераторы: RX3PR