Home Форум Клуб RU-QRP Разное Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 21 Янв 2016 15:21 #28439

  • RX3AHE
  • ( Пользователь )
  • RX3AHE аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 18
  • Репутация: 2
Современные Li-Po хороши, если не использовать в мороз. Легкие, емкие, быстро заряжаются.
Вот только зарядка нужна с балансировкой, или каждый элемент заряжать по отдельности.
Последнее редактирование: 21 Янв 2016 15:22 от RX3AHE.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 21 Янв 2016 20:49 #28448

  • RV9WEC
  • ( Пользователь )
  • RV9WEC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 336
  • Репутация: 85
Да уж, цены "радуют" на эти передовые АКБ, да ещё и ЗУ к ним прикупать надо специальную, они мороза бояться... :(
Пожалуй, пока похожу со свинцовой АКБ - дешевле выходит и для выносливости полезно. Таскаю манпак с АКБ на 12 А/ч на спине (вес порядка 10 кг вместе термосом 1 л) для выходов на /Р. Правда, недалеко - в пределах нескольких км. Если далеко, то товарищи на машине подвозят :lol:
В эфире временно не работаю.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 23 Янв 2016 15:36 #28478

  • RX3AHE
  • ( Пользователь )
  • RX3AHE аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 18
  • Репутация: 2
RV9WEC пишет:
Пожалуй, пока похожу со свинцовой АКБ - дешевле выходит и для выносливости полезно. Таскаю манпак с АКБ на 12 А/ч на спине (вес порядка 10 кг вместе термосом 1 л) для выходов на /Р. Правда, недалеко - в пределах нескольких км. Если далеко, то товарищи на машине подвозят :lol:
А если термос побольше - то и вовсе незаметным станет груз прежних технологий ;)
Нас не победить, нам не привыкать к трудностям :)
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 24 Янв 2016 15:21 #28511

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2444
  • Репутация: 288
На счёт второсотрных батарей. У меня есть несколько знакомых моделистов, которые их давно покупают и успешно используют. Откровенного брака еще не попадалось. Максимум - небольшой дисбаланс банок в 0,02-0,08В который вообще никак не критичен.

Я не вижу никакого смысла таскать на прогулки 9 кг. веса с аккумулятором 12Ач для питания 817-го. Объясню почему.
В процессе подготовки к Морозу-2016, в котором к большому сожалению, мне так и не довелось принять участие, окончательно убедился в следующем: источник питания должен обладать необходимыми и достаточными характеристиками для достижения целей и задач, которые планируется решить. Т.е. обеспечивать питание имеющейся аппаратуры заданное количество времени.
Пример.
Полевые эфирные мероприятия "Мороз-Красный Нос", "Русское поле" и т.д. длятся максимум 4 часа. Исходя из потребляемого тока применяемой аппаратуры, источник питания должен обеспечивать работу чуть более 4-х часов в режиме максимального энергопторебления - работы на CQ. Экспериментально установлено, что для питания FT-817-го в этом режиме, с запасом подходят батареи на основе лития ёмкостью 3200мАч, с током отдачи 1-2С. Большего не требуется.
LiFePO4 и Ni-Mn батареи прекрасно работают на холоде. Li-Po и Li-ion можно засунуть под одежду ближе к телу.
Для питания трансивера на даче и на Слёте использую LiFePO4 батарею с ёмкостью 10Ач. Это 14 часов непрерывной работы в эфире на общий вызов.
Поэтому, выходя на полутора-двух часовую прогулку, нести на себе лишний груз и избыточную ёмкость, считаю не совсем разумным. Хотя, дело хозяйское ;)
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 25 Янв 2016 14:30 #28539

  • RX3AHE
  • ( Пользователь )
  • RX3AHE аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 18
  • Репутация: 2
Подтверждаю по литиевым модельным аккумуляторам. Сам тоже использую их для различного питания. Как правило со временем они теряют в емкости и токоотдаче (измеряемой так же в С - емкостях самой батареи). Но даже уже негодный для мощных авиамоделей литиевый аккумулятор вполне работоспособен в наших делах.

Например, у меня четырехлетние различные Li-Po батареи с начальной емкостью 3600-5000 mAh и токоотдачей 20-45С со временем потеряли 15-30% емкости и существенно снизили токоотдачу. Существенно для них означает, что теперь они могут без большого проседания напряжения отдать ток не 50..100 ампер, а "всего лишь" 10...30 А :)
Но даже потеряв со временем емкость вдвое, по удельной энергоемкости на собственный вес литиевые батареи конечно превосходят все другие типы. Проблема только с работой в мороз. И правильно отмечено выше, если держать литиевую батарею перед использованием в тепле во внутреннем кармане, а потом поместить ее в утепленный самодельный футляр-варежку, то она способна проработать нужное количество времени.
Последнее редактирование: 25 Янв 2016 14:40 от RX3AHE.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 25 Янв 2016 15:57 #28542

  • UA3LMR
  • ( Посетитель )
  • UA3LMR аватар
RX3AHE пишет:
Проблема только с работой в мороз.

Много слышал по этому поводу, но не могу согласиться. Как показала моя практика, они вполне комфортно себя чувствуют при температуре до -20. Использую LiPol аккумулятор 6,4 А/ч уже 4 года на всех своих выездах, в том числе и зимних. Крайний раз было на ЗПД, температура - 15С, аккумулятор не подзаряжался с прошлой поездки (в ноябре), отработал практически 4,5 часа. Напряжение упало на 0,6 В за все время работы.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 26 Янв 2016 09:27 #28559

  • RX3PR
  • ( Модератор )
  • RX3PR аватар
  • Сейчас на сайте
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 218
RX3ALL пишет:
R0LHN пишет:
А я для питания своего FT-817ND купил вот такую батарейку: www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_vie....asp?idProduct=59628
А для её зарядки купил вот такое зарядное устройство:

Зарядка нормальная, такая и должна быть. А вот в данном случае батарея за 36,11€ для наших целей неоправданно дорогая. Те же "яйца" можно найти в том же месте, но значительно дешевле: www.hobbyking.com/hobbyking/store/__1549..._Lipoly_Battery.html
Всего 13,94€.
Возможно ли использовать для зарядки данного типа АКБ зарядный контроллер типа описанного ниже qrp.ru/forum/16-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BD...8%D1%85-TRX?start=20 ? Может у кого есть подобный опыт?
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Янв 2016 01:08 #28583

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2444
  • Репутация: 288
Дабы упорядочить процесс общения и быстрый поиск нужной информации, сообщения касающиеся аккумуляторов перенесены из темы "FT-817" сюда.


Что касается эксплуатационных температур аккумуляторов на основе лития, то ситуация следующая. Производители для всех типов литиевых батарей в даташите указывают нижний температурный порог - Work temperature, в минус 20 градусов Цельсия.
Однако, в тех же даташитах и по результатам тестирований различных типов литиевых батарей, видим следующее. Для Li-ion батарей, при снижении температуры до -10 градусов, ёмкость снижается на 50%. Эти же цифры будут вполне справедливы и для литий-полимерных (Li-Po) батарей. Для литий-железо-фосфатных батарей (LiFePO4) цифры другие: при понижении температуры до -30 градусов, их ёмкость падает на 60%. Т.е. как уже не раз отмечалось, LiFePO4 батареи более морозоустойчивые.
Во время эксплуатации при отрицательных температурах, из-за небольших токов потребления наших трансиверов и достаточно большой ёмкости Li-Po батарей(от 5000мАч и выше), снижение последней на 50% мы просто не замечаем. При эксплуатации аппаратуры с большими токами потребления снижение ёмкости будет заметно.


Женя, по твоему вопросу я вчера созванивался с продавцом данных батарей и BMS-ок. Если не ошибаюсь, то подобный вопрос также задавал Владислав RM4HQ.
Ответ дословно следующий.
"Плата BMS - это не зарядное устройство. Она не ограничивает ток заряда. В процессе заряда она балансирует элементы и защищает их от перезаряда отключая банки.
Заряжать через плату BMS данный тип АКБ без применения специального зарядного устройства можно, соблюдая следующие условия:
- выставить напряжение на источнике питания не более 14,6В;
- ограничить ток зарядки регулировкой тока источника питания или с помощью 20-ти ваттной автомобильной лампочки.

Дело в том, что у данной батареи очень маленький импеданс: менее 10 mОм. Максимальный зарядный ток 30А. На всякий случай(!), чтобы не устроить КЗ на вашем БП, требуется ограничить зарядный ток с помощью 20-ти ваттной автомобильной лампочки. Также, ограничение зарядного тока положительно скажется на ресурсе батареи. Время заряда придётся рассчитать и контролировать вручную."

Как пишут на форумах моделисты, "при заряде литиевых батарей в полевых условиях, последней фазой заряда CV можно пренебречь. Она добавляет только последние 5% ёмкости, а по времени может занимать треть общего времени заряда. Поэтому можно прекращать заряд по достижении батареей максимального значения напряжения, экономя время."
Рациональное зерно в этом есть.

Вчера провёл эксперимент. LiFePO4 батарея с остаточным напряжением 12,9В(после 10-ти часов активной работы в эфире, батарея разряжена на 60-70%), подключена к источнику питания с напряжением 14В. Ток заряда составил чуть менее 4А. После того, как полностью разряжу батарею, снова кратковременно подключу её к источнику питания без ограничительной лампочки и сообщу начальный зарядный ток.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Янв 2016 08:32 #28586

  • RX3PR
  • ( Модератор )
  • RX3PR аватар
  • Сейчас на сайте
  • Сообщений: 2032
  • Репутация: 218
RX3ALL пишет:
Женя, по твоему вопросу я вчера созванивался с продавцом данных батарей и BMS-ок. Если не ошибаюсь, то подобный вопрос также задавал Владислав RM4HQ.
Влад, большое спасибо за инфо.В данный момент посматриваю на различные варианты запитки аппаратуры для /Р. Имеющейся у меня Li-ion уже 5 лет, пора искать замену, для дальних путешествий, без авто. Для местных вылазок обхожусь традиционными АКБ от бесперебойников. Цены на Li-ion(4а/ч)сейчас около 1500 руб. Выше давались ссылки на варианты литий-полимерных АКБ и зарядок www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_vie....asp?idproduct=68017. На этом же сайте нашел еще более привлекательный вариант(брать с собой) www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_vie....asp?idproduct=21044. Подобные зарядки есть и на других ресурсах.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Янв 2016 09:26 #28587

  • rm4hq
  • ( Пользователь )
  • rm4hq аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 265
  • Репутация: 33
RX3PR пишет:
На этом же сайте нашел еще более привлекательный вариант(брать с собой) www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_vie....asp?idproduct=21044. Подобные зарядки есть и на других ресурсах.
Вот еще интересный вариант. Это ЗУ подключается напрямую в сеть 220В, т.е. не требует блока питания.
Владислав
Администратор запретил публиковать записи.
Модераторы: RX3PR