Home Форум Клуб RU-QRP Разное Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

На сайте

Никого

Авторизация

Журнал CQ-QRP

Зима-Лето 2023
cq qrp 81
Все журналы

Спонсоры

LAB599
lab599 banner

Магазин XIEGU.RU
xiegu ru banner

Наши друзья

baner88x31
Тульский областной радиоклуб
QRP ARCI
Клуб Нижегородских Радиолюбителей
ru cw banner
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 26 Сен 2014 04:17 #21150

  • RN3ANT
  • ( Посетитель )
  • RN3ANT аватар
RX3ALL пишет:
...с увеличением количества циклов заряд/разряд наблюдается тенденция снижения разброса напряжений и их выравнивания по банкам. Скорее всего этой, как и любой батарее на начальной стадии эксплуатации, нужно некоторое количество тренировочных циклов заряд/разряд, чтобы в последующем она обладала заявленными характеристиками.

Да, Влад, скорее всего, так оно и есть, практика покажет. Ну а пока практики нет, могу с удовольствием отметить, что BMS-ка, в отличие от твоей хитрой зарядки, контролирует не общее напряжение батареи, а напряжение на каждой банке, и не допустила дальнейшего разряда, когда напряжение уже на одной банке снизилось до 2.1 v. Если бы BMS-ка следила за общим напряжением, то явно был бы разряд, как минимум, одной, а то и трёх банок до более низкого, чем 2.1 v, уровня. За один такой переразряд едва ли что-то заметно ухудшится, но если переразряжать регулярно, то "вечной" батареи хватит ненадолго.
График я нарисую, да и предположение с побаночным выравниванием проверю. Полагаю, на десятке циклов это будет уже достаточно заметно.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 06 Окт 2014 00:03 #21287

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2436
  • Репутация: 285
По многочисленным просьбам :) я повторил эксперимент с целью проследить зависимость V от T.
Исходные данные прежние и описаны постами выше: FT-817 нагруженный на эквивалент. PWR 5W. Режим RX/TX = 15/15 секунд(имитация работы на CQ, CWType в режиме маяка).

T V
0:00 13,60
8:00 13,00
9:00 12,97
9:30 12,96
10:00 12,95
10:30 12,94
11:00 12,90
11:30 12,84
12:00 12,74
12:30 12,63
13:00 12,60
13:30 12,50
14:00 12,00
14:30 10,60
14:35 10,10
14:38 9,85
14:40 9,55
14:43 9,00
14:45 8,50
14:48 8,00

Итого, FT-817й с приведённой выше батареей, в указанном выше режиме отработал 14 часов 48 минут.

Для наглядности, на скорую руку набросал диаграмму.

2014-10-060.35.28.png


Из приведённых выше данных видно, что как и заявлено в спецификаци, данный тип батарей обладает очень пологой характеристикой разряда, которая при достижении напряжения в 12В начинает быстро падать.

Экспериментально установлено следующее: С FT-817м при падении напряжения на данной батарее до 12,5В у вас остаётся час работы в эфире на общий вызов. При падении напряжения до 12-ти В - 30 минут. Аппараты с меньшим током потребления протянут чуть больше.
Последнее редактирование: 06 Окт 2014 00:18 от RX3ALL.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 06 Окт 2014 00:19 #21288

  • rm4hq
  • ( Пользователь )
  • rm4hq аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 265
  • Репутация: 33
Владислав, большое спасибо.
Я тоже думаю по поводу приобретения LiFe, но пока особых преимуществ по сравнению с LiPo не вижу. Еще бы для чистоты эксперимента провести такой тест с LiPo… ;)
Владислав
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 06 Окт 2014 00:39 #21289

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2436
  • Репутация: 285
Да не за что :) При случае, проведу подобный эксперимент со своей LiPo-шкой 5Ач.
Преимущества - вещь растяжимая :) Все они были озвучены выше. Это устойчивая работа при отрицательных температурах(это мы кстати проверим на "Морозе"), это достаточно прочная внешняя оболочка, это взрыво- и пожарная безопасность. В сочетании с платой BMC, простота и удобство эксплуатации. Минус по сравнению с LiPo-шкой - чуть больший вес на единицу ёмкости.
Для кого-то отдельные свойства данных LiFePO4 будут преимуществом. А кто-то их вовсе не заметит.
Мне думается, что лёкгая полимерка хороша для коротких 1-2х дневных походов. Для более длительных(несколько суток) походов наверное будет кстати данная LiFePO4 батарея, как более ёмкая и неприхотливая, подзарядить которую(в сочетании с платой BMC) можно от любого источника 13-14В.
Последнее редактирование: 06 Окт 2014 00:42 от RX3ALL.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 06 Окт 2014 23:46 #21291

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2436
  • Репутация: 285
rm4hq пишет:
Еще бы для чистоты эксперимента провести такой тест с LiPo… ;)

Пожалуйста. Li-Po батарея, 3 банки, ёмкость 5Ач.
t/V
0:00 12,50
0:30 12,12
1:00 11,90
1:30 11,69
2:00 11,53
2:30 11,40
3:00 11,28
3:30 11,20
4:00 11,08
4:30 10,81
5:00 9,88
5:10 9,00

2014-10-0623.04.55.png



Время работы FT-817го в тех же условиях составила 5ч.10мин. 10-ю минутами можно пренебречь. Соответственно две 5-ти Ач Li-Po батареи общей ёмкостью 10Ач отработали бы 10 часов 20 минут.
LiFePO4 батарея с номинальной ёмкостью 10 Ач и реальной ёмкостью 11,1Ач отработала почти на 5 часов больше. Точнее, на 4 часа 48 минут.
Сравнивая полученные данные, наблюдаем следующее:
LiFePO4 батарея начинает разряд с 13,6В. Судя по полученным данным, при 12,5В она разряжена примерно на 90%. Li-Po батарея начинает разряд с 12,5В.
Падения напряжений на этих батареях отражены на совмещенных графиках(на время разряда в данном случае можно не смотреть):

2014-10-070.19.52.png


Становится понятно, что выбор типа батареи обусловлен требовательностью вашей аппаратуры к напряжению питания. К2 при пониженном напряжении питания начинает "глючить" и отключаться (точные цифры уже не вспомню). FT-817й уверенно работает вплоть до 8-ми Вольт. ТS-480й уверенно работал до 11,5В, потом стал снижать мощность. За другие трансиверы не скажу. Каждый владелец знает эти цифры для своего трансивера.
Последнее редактирование: 06 Окт 2014 23:50 от RX3ALL.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 07 Окт 2014 15:24 #21293

  • samasam
  • ( Посетитель )
  • samasam аватар
Вчера приехали ко мне 2 комплекта по
4 LiFePO 10Ah и BMC, на выходных буду собирать аналогичную батарею.
2014-10-0721.18.38.jpg

Зима близко ;)
Последнее редактирование: 07 Окт 2014 15:26 от samasam. Причина: орфография
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 07 Окт 2014 16:26 #21294

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2436
  • Репутация: 285
samasam пишет:
Вчера приехали ко мне 2 комплекта по
4 LiFePO 10Ah и BMC, на выходных буду собирать аналогичную батарею.

Скажите, а где вы заказывали этот комплект?
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Окт 2014 08:30 #21296

  • RN3ANT
  • ( Посетитель )
  • RN3ANT аватар
RX3ALL пишет:
где вы заказывали этот комплект?
Влад, судя по картинкам, заказывал по тем ссылкам, которые ты давал здесь раньше. Точно в таких упаковках-коробочках пришли наши с тобой банки от бусурман all-battery, а BMS-ки из Ивантеевки all-power )) Возможно, BMS-ки тоже от бусурман, но мне тамошние совсем не понравились ни по зарядным, ни по разрядным параметрам.
Последнее редактирование: 08 Окт 2014 08:34 от RN3ANT.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Окт 2014 09:03 #21299

  • RN3ANT
  • ( Посетитель )
  • RN3ANT аватар
Спасибо за тесты и графики, Влад.
Не знаю, как кому, а по мне, так железофосфатные заметно превосходят полимерные. И рабочее напряжение заметно выше, и ёмкость... Судя по времени работы, два 5 А*ч LiPo сильно не равны одному 10 А*ч LiFePO4 по ёмкости, скорее, ему будут равны три LiPo'льки. А с учётом безопасности, морозостойкости и возможностей зарядки -- так и вообще железофосфатный пока вне конкуренции. ИМХО
Последнее редактирование: 08 Окт 2014 09:29 от RN3ANT.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Окт 2014 11:00 #21300

  • samasam
  • ( Посетитель )
  • samasam аватар
RX3ALL пишет:
Скажите, а где вы заказывали этот комплект?

У российского дилера.
Администратор запретил публиковать записи.
Модераторы: RX3PR