Home Форум Клуб RU-QRP Разное Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

Авторизация

На сайте

Журнал CQ-QRP

 Весна 2018
cq qrp 62
Все журналы

Рассказы RU-QRP

"Мороз - Красный нос" 2014
frost2014 cover

 

Наши друзья

Тульский областной радиоклуб
QRP ARCI
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 10 мес. назад #13009

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 114
  • Репутация: 10
Решил начать выкладывать сюда наработки и подобное из личного опыта "общения" с такими аккумуляторами.
Дело в том, что при эксплуатации они со временем теряют способность отдавать большие токи (для меня это 40-50А), и модель уже не может выполнять то, что мне нужно. А выкинуть - рука не подымается, потому что довольно дорогие, ну и заряд-то держат пока еще...

Вот и подумал - буду использовать их для питания КХ-1, например. Пробовал таскать в поле гелевый аккумулятор от UPS 12В 7Ач - не понравилось - тяжелый...
Значит, пора переходить на новый уровень. :)
(Примечание: приводимые ссылки - для ознакомления с отзывами, естественно, купить можно и в других местах)

Есть например "в запасе" аккумуляторы, похожие на эти:

Аккумулятор

Согласно обозначению, выдерживают кратковременный разрядный ток до 2,2х20=44А. Мне столько не нужно (в данном случае), просто будет запас.
Силовые разъемы на них используются такие:
Разъем

Для зарядки пользуюсь таким зарядным устройством
Зарядник

Оно "универсальное" - можно заряжать все типы существующих аккумуляторов, в том числе и автомобильные. В частности, заряжал им аккумуляторы для "шахтерского" фонаря.

К нему нужен блок питания, использую примерно такой
Блок питания

...Продолжение следует...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13159

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 114
  • Репутация: 10
Дополнение:
LiPo аккумуляторы можно заряжать током до 2С ("две емкости").
Тогда они будут заряжаться примерно за 35-45 минут.
Есть и такие, которые можно зарядить током до 8С (если позволит зарядное устройство). Тогда они будут заряжаться минут за 15.
Сравните со временем, требуемым для зарядки металгидридов...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13196

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 114
  • Репутация: 10
Прочитал статью в клубном журнале о литиевых аккумуляторах.
Кстати, на Авиониксе цены на аккумуляторы довольно высокие...

Могу добавить, что ухудшение параметров со временем обусловлено даже не столько условиями хранения, а особенностями конструкции, в частности - свойствами электролита.
После года эксплуатации под нагрузкой напряжение на них начинает "проседать" при больших разрядных токах. Но для наших целей (маломощных передатчиков) они вполне подойдут даже в таком виде.
Не рекомендую разряжать их ниже 3,3В на ячейку - это будет примерно 10В для аккумулятора из 3 ячеек.
Спаял переходник для параллельного подключения аккумуляторов.
Для контроля напряжения на всех ячейках аккумулятора можно использовать вот такую штуку:

Продолжение следует...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13198

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 114
  • Репутация: 10
Еще дополнение:
Не надо искать аккумуляторы с указанным разрядным током в 1С. Как правило, они предназначены для пультов радиоуправления. Поэтому их размеры "подогнаны" под размеры батарейного отсека пульта какой-либо фирмы, часто даже пишут, какой конкретно.
При этом они стОят заметно дороже, чем аналогичные по емкости аккумуляторы с разрядным током 15-20С.
"B-grade" аккумуляторы - это на самом деле "второй сорт", могут сразу же после покупки не обеспечивать заявленной емкости и выдать всего несколько циклов "заряд-разряд".
Довольно дешевы аккумуляторы фирмы Turnigy, чуть лучше них по качеству - Rhino.
Если нужно - могу указать ссылки, почитаете отзывы владельцев, сможете выбрать свой вариант.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13202

  • ur4mck
  • ( Администратор )
  • ur4mck аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 838
  • Репутация: 64
RA3VMC пишет:
"B-grade" аккумуляторы - это на самом деле "второй сорт"
Совершенно верно! И об этом тоже сказано в статье.
RA3VMC пишет:
могут сразу же после покупки не обеспечивать заявленной емкости и выдать всего несколько циклов "заряд-разряд".

Весной этого года я искал дешевые литиевые батареи для предстоящего в июле "Полевого Дня УКВ". Участвую каждый год и каждый год приходится тащить с собой (на велике) по 3-4 Pb аккумулятора (10-15 А*ч каждый) + аппаратура + провизия. Довольно тяжело самому. В этот раз решил "Хватит! Надо upgrade'иться". Нужна была LiPo батарея емкостью не меньше 20 А*ч. В Украине ничего подходящего тогда не нашлось. Остановил свой выбор на "второй сорт" (B-grade) в китайском магазине. Цена приятно удивила. Взял 4 штуки 5 А*ч 3S1P 25C (см. фото в статье).

Эксплуатацией доволен. В "VHF FD 2012" этих батарей вполне хватило на 24 часа работы (с перерывами) мощностью 20 Вт (144 МГц). Потом брал их в Крым. Одной такой батареи хватило на 4 часа в "Русском Поле" для FT-857D (UU7JF свидетель :) ). Вес и габариты - вне конкуренции!

А в августе купил 1 кВт мотор-колесо для велосипеда и питал его этими четырьмя последовательно соединенными B-grade батареями. Получился аккумулятор 44.4 В 5 А*ч. Хватало на 20-25 км пробега. Ток отдает нормально, в гору тянет стремительно!

И даже однажды случилось устроить КЗ в разъеме. Вспышка ослепила, контакт разъема моментально испарился и, наверно, это спасло батарею от порчи. Все работает и до сих пор. На велосипеде уже штатная батарея, а эти B-grade использую в радиоделе.

Так что не такие уж они и плохие эти B-grade! Все четыре штуки вполне соответствуют завяленной емкости и обеспечивают приличный ток после 8-ми месяцев эксплуатации.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13205

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 114
  • Репутация: 10
Значит, повезло. :)
У некоторых они просто не работали сразу "с почты"...
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13320

  • RA3XGA
  • ( Пользователь )
  • RA3XGA аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 13
  • Репутация: 0
Случайно подвернулись Ni-Cd аккумуляторы от 12В интерсколовского шуруповерта, при полном заряде выдают 13.7В, 1.5 Ач, TEN-TEC 4 часа на прием пока работает (уже 12.6В).
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13325

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 114
  • Репутация: 10
Аккумуляторы новые или уже были в работе?
Их надо будет "вырабатывать" полностью, примерно до 0,9В на элемент, и только потом ставить на заряд.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13329

  • RA3XGA
  • ( Пользователь )
  • RA3XGA аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 13
  • Репутация: 0
Б/у года 3, до 9.6 вольт на прием отработал 1 акум. 16 часов, дальше опускать не стал. Их в комплекте 2, на передачу может в выходные попробую погонять, посмотрю на сколько хвати
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 5 года 9 мес. назад #13330

  • RA3VMC
  • ( Пользователь )
  • RA3VMC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 114
  • Репутация: 10
Тогда это нормально, будет интересно - на сколько его хватит в "реальной" работе в эфире...
Администратор запретил публиковать записи.
Модераторы: RX3PR