Home Статьи Радиолюбителю-туристу ПВД. Ориентирование и навигация

На сайте

Никого

Авторизация

Журнал CQ-QRP

Зима-Лето 2023
cq qrp 81
Все журналы

Спонсоры

LAB599
lab599 banner

Магазин XIEGU.RU
xiegu ru banner

Наши друзья

baner88x31
Тульский областной радиоклуб
QRP ARCI
Клуб Нижегородских Радиолюбителей
ru cw banner
ПВД. Ориентирование и навигация PDF Печать E-mail
Автор: Vladislav V. Chugurov   
13.05.2014 12:09

Передвижение по маршруту может создать для туриста определенные трудности, в первую очередь - это вопросы ориентирования на местности.

13 1

Так же как и с медицинским разделом, я не буду здесь рассказывать об основах топографии и ориентирования, для этого есть специальная литература. Отмечу только, что вы должны уметь читать карту, понимать что такое масштаб и магнитное склонение, пользоваться компасом, ориентировать карту, брать азимут.

 

Определение своего местоположения не вызывает проблем, если вы идете вдоль хорошего линейного ориентира – дороги, реки, линии электропередач, но при движении в лесу по тропам, а особенно напрямую по азимуту, надо быть очень внимательным. Хорошо, если у вас есть крупномасштабная карта района или подробное туристическое описание маршрута, но это большая редкость. Доступные топографические карты имеют масштаб 1:100 000 (в 1 см 1 км) и не отличаются достаточной детализацией. Как правило, на картах такого масштаба из наиболее мелких элементов указаны только грунтовые дороги. При передвижении на местности будет встречаться сеть тропинок, из которых надо будет выбрать нужную. Обычно в наиболее популярных туристических районах на картах обозначены основные тропы и есть описание движения до интересных объектов. Если у вас нет достоверной информации, придется выбирать исходя из направления движения и предполагаемого конечного места назначения тропы. При этом в обязательном порядке необходимо следить за азимутом передвижения и другими ориентирами: ручьи, овраги, склоны гор, дороги. Особо обращайте внимание на рельеф, поскольку только он в отличие от дорог не меняется со временем.

 

Если попутных дорог нет, придется идти по азимуту. В этом случае с помощью компаса берете азимут, намечаете в стороне движения какой-либо объект, идете до него, потом снова берете азимут и все повторяется. Необходимо помнить, что из-за неточности этого метода можно ошибиться и пройти мимо вашей цели, особенно, если эта цель – точечный объект. Старайтесь выбирать линейные цели – дороги, овраги, ЛЭП. Если необходимо выйти к точечному объекту на линейном ориентире (развилка дорог), азимут следует брать с небольшим отклонением в сторону от намеченной точки (заведомое отклонение), что бы не гадать в какую сторону идти, если вы не вышли точно к намеченной цели.

  

Помимо карты обязательно следует иметь компас. Лучший вариант – жидкостный компас от компании Московский компас. Эта фирма специализируется на компасах для спортивного ориентирования, но имеет и простые туристические модели.

13 2

Еще одним хорошим помощником туриста может стать GPS навигатор. Сам по себе навигатор – это только инструмент, так же как и компас, и им необходимо уметь пользоваться. Очень хорошо, если у вас есть координаты точек вашего маршрута или запись трека. В этом случае вы просто даете навигатору команду двигаться в определенную точку или по определенному маршруту и навигатор сам укажет в какую сторону идти и сколько осталось километров. Если же у вас таких точек нет, а сам навигатор без подробной карты района, или же у вас модель навигатора вообще не поддерживает карты, то пользы от такого навигатора практически нет. Он поможет вам только вернуться в начальную точку маршрута, а так же приблизительно определить свое местоположение по карте с координатной сеткой или с помощью азимута и расстояния, выдаваемого навигатором относительно последней точки. Относительно карты с координатной сеткой необходимо напомнить, что на советских топографических картах используется система координат Пулково (СК-42), а современные навигаторы по умолчанию выдают координаты в международной системе WGS-84. Разница может достигать 150м. В этом случае необходимо в настройках навигатора выбрать соответствующую систему отображения координат.

 

Роль навигатора может выполнять планшетный компьютер, КПК, автомобильный навигатор или смартфон, естественно, если в нем есть GPS модуль. Специальные программы обеспечивают работу с векторными или растровыми картами. Как правило, векторные карты имеют достаточную детализацию для автомобильного путешествия, но мало подходят для туристических целей. Растровую карту можно сделать из любой бумажной. Обычно это топографические карты, если эта карта имеет привязку к географическим координатам. Можно даже самому сделать эту привязку, но для этого надо побывать в разных точках карты и дать определенные команды программе. Поэтому растровые карты больше подходят для наших целей. Но у них есть и недостатки: большой объем и меньше удобства при масштабировании.

  

Широкий каталог подробных карт представлен на сайте. Это достаточно подробные карты масштаба 250 м вместе с файлом привязки для OziExplorer. В этой программе можно самостоятельно узнать координаты интересующих вас мест, составить трек и залить их в навигатор, а по распечатанным бумажным картам с этого сайта ориентироваться на местности.

 

При использовании GPS навигации помните, что здесь есть свои ограничения. Время работы навигаторов не превышает 20 часов, у планшетов и смартфонов – 5 часов. В глубоком ущелье или густом лесу сигнал со спутников может не приниматься устройством. Ваши карты банально могут оказаться неточными или плохо привязанными. GPS – американская система и полностью им подконтрольна. Некоторые модели навигаторов поддерживают еще и российскую систему – ГЛОНАСС. И, в конце концов, навигатор можно уронить, утопить, наступить, в общем, он может выйти из строя. Поэтому, не стоит на него всецело полагаться.

  

Компас, хорошая карта и ваши мозги – это лучшие проводники.

Обновлено 13.05.2014 14:18