Home Статьи Радиолюбителю-туристу ПВД. Планирование маршрута
ПВД. Планирование маршрута PDF Печать E-mail
Автор: Vladislav V. Chugurov   
06.05.2014 17:01

Любой выезд на природу, будь то серьезная радиоэкспедиция или простая прогулка с трансивером, предполагает владения ее участниками некоторых знаний, умений и навыков из области туризма, а так же наличия соответствующего снаряжения. В представленных статьях на примере проведения похода выходного дня (ПВД) я постараюсь поделиться своим опытом по этой теме. Будут затронуты различные вопросы, касающиеся проведения мероприятия: подготовка и планирование, одежда и снаряжение, приготовление еды, вопросы безопасности, физическая подготовка и, конечно, использование связной аппаратуры. Предполагается, что это будет именно пеший поход по равнинной местности или в невысоких горах в теплое время года. Поскольку все свое имущество придется нести на себе, большое внимание уделено оптимизации и подбору снаряжения по минимальному весу. Материал представлен в тезисной форме и будет полезен в первую очередь радиолюбителям, не имеющим туристической подготовки, но желающим ходить в походы и работать в эфире.

 

На тему проведения походов написано много туристических справочников, где во всех подробностях затронуты аспекты проведения мероприятия. Если представленной информации вам покажется недостаточно, рекомендую изучить эти книги. Я буду делиться своим личным опытом, который может не совпадать с вашим мнением, в этом случае с удовольствием пообщаемся на форуме. За достаточно большое время, что занимаюсь активным отдыхом, у меня собралась хорошая коллекция одежды и снаряжения. Все это закупалось постепенно на протяжении нескольких лет, к тому же ориентировано все же для более сложных мероприятий, чем ПВД, поэтому пусть вас не пугает его стоимость. При соответствующем описании я постараюсь приводить примеры более дешевых аналогов. Итак, начнем.

 

1 1  

 

Поход выходного дня – достаточно простое туристическое мероприятие, обычно это следующий шаг после однодневных прогулок. В отличие от них в ПВД присутствует ночевка, что вызывает определенные сложности. Помимо увеличения количества снаряжения и продуктов питания возникает необходимость владения некоторыми туристическими навыками, в частности, выбор места для ночевки, установка палатки, приготовление еды и прочее. С другой стороны, ночевка позволяет дальше уйти, больше увидеть, интересней провести время. В отличие от многодневных категорийных походов в ПВД можно ходить каждые выходные, что делает его легкодоступным и полезным средством отдыха и самосовершенствования.

 

Планирование ПВД начинается с постановки целей, в частности, собираетесь ли вы работать в эфире и сколько вам необходимо для этого времени. От этого будет зависеть время, а соответственно и расстояние пешего перехода. Если вы планируете выполнить условия определенного радиолюбительского диплома, то придется оценивать необходимое время для установки трансивера и проведения нужного количества связей. С другой стороны, просто выйти в лес и развернуть радиостанцию для меня мало интересного. Прогулки на природе конечно хорошо, но помимо работы в эфире в свои походы я стараюсь внести познавательные элементы из истории и краеведения. Это могут быть исторические, культурные, природные достопримечательности. Красивые ландшафты предоставляют широкое поле деятельности для фотолюбителя. Чтобы поход прошел интересно, необходимо почитать соответствующую литературу, воспользоваться поиском информации в интернете, изучить карты и описания маршрутов. С ростом опыта и подготовки можно вводить спортивные элементы.

 

Очень важный вопрос – транспортная доставка к началу маршрута и особенно домой по его окончании. При наличии регулярного транспортного сообщения, конечно проще планировать поход. В случае, если такого сообщения нет, или оно нерегулярно, или не подходит по времени, необходимо попытаться заранее договориться с частным транспортом и иметь телефонные номера нескольких извозчиков.

 

1 4

 

Практически ПВД выглядит примерно следующим образом. Утром субботы вы приезжаете на транспорте в начальную точку маршрута, если необходимо, переодеваетесь в походную одежду и начинаете движение. Обычно идут 45-50 минут, после чего небольшой привал на 10-15 минут и снова идут вперед. Ко времени обеда в зависимости от ваших планов обедаете и продолжаете двигаться дальше, либо ставите палатку, разворачиваете радиостанцию и работаете в эфире. Утром просыпаемся, завтракаем, собираем вещи и возвращаемся назад. Но интересней не радиальный маршрут туда-сюда, а кольцевой. В этом случае вы успеваете посетить больше интересных мест и нет психологического давления, что вот тут завтра придется возвращаться обратно.

 

Планирование места ночевки – очень важный этап. Фактически вы должны определить рубеж, после которого возвращаетесь назад. Так же необходимо помнить о времени ухода транспорта. Например, если единственная обратная переправа уходит в 12 часов дня, то с места вашей ночевки вы должны успеть собрать вещи и дойти до переправы. Либо спланировать более поздний отъезд и быть уверенным, что найдете катер для возвращения. Привязка места ночевки к условиям радиолюбительских дипломов несколько сужает варианты выбора. Если ваш маршрут пролегает по дорогам равнинной местности, то необходимое время можно примерно вычислить исходя из средней скорости передвижения 3-4 км/ч. Если же местность гористая или по ходу движения необходимо преодолевать естественные препятствия, например, броды, переправы, овраги, то следует оставить запас по времени. Время, затрачиваемое на подъем в гору сильно зависит от веса рюкзака, вашей физической подготовки, крутизны и сложности склона, погодных условий. Для таких гор как Урал, Жигули или предгорья Кавказа подъем на высоту 100м занимает примерно 30–40 минут. При описании альпинистских и туристических горных маршрутов используется не километраж, а время, затрачиваемое на путь, например, «подъем от ночевок до перевала занимает 3 часа», что является более информативным вариантом. В этом случае время указано для хорошо подготовленной группы. Новичкам следует сделать полуторакратный запас по времени. Следует реально оценивать свои силы, особенно с учетом возможного ухудшения погоды. На первый раз желательно так планировать маршрут, чтобы в случае необходимости можно было за час-два выйти к людям. Наличие воды в месте ночевки является несомненным преимуществом, так как избавляет от необходимости нести с собой лишний груз. Красивые виды добавляют гармонию в отдых. Хорошим вариантом можно считать место на пригорке на поляне около небольшой группы деревьев. Избегайте останавливаться поблизости любых населенных пунктов, дачных поселков, оживленных транспортных путей. Предпочтение следует отдавать местам традиционных туристических стоянок, если, конечно, вы не хотите отдохнуть от людей. И конечно, не забывайте о подходящем месте для работы в эфире. Поверьте, в ущелье или густом лесу ваши 5 Вт никто не услышит.

 

1 2

 

При планировании маршрута помните, что некоторые территории ограничены или совсем запрещены для посещения. Например, заповедники и национальные парки можно посещать только по определенным маршрутам и только с разрешения работников этих учреждений. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ разрешает национальным паркам и природным заповедникам вводить плату за посещение их территории. Вот выдержка из закона: "6. Пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц... допускается только при наличии разрешения... За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха... взимается плата...". В случае задержания составляется протокол об административном правонарушении. Согласно ст. 8.39 КоАП РФ штраф за нахождение на территории без разрешения для граждан составляет от 3 до 4 тыс.руб. Стоимость посещения нацпарков отличается в зависимости от жадности и наглости руководства. Например, однодневное пребывание на территории НП «Самарская лука» стоит 50 руб с чел, абонемент выходного дня уже 350 руб, абонемент на месяц – 1000 руб. А вот НП «Таганай» для туристов пока не ввел никакой оплаты, только регистрация. Заповедники отличаются более строгим режимом посещения. Например, посещение Жигулевского заповедника возможно только по одному маршруту на Стрельную гору и только на автомобиле, в пути запрещается останавливаться. Стоимость – 500 руб с машины.

 

Во время пожароопасного периода региональные власти имеют право ограничить или совсем запретить посещение всех лесов. Степень запрета зависит от введенного уровня опасности и, в свою очередь, зависит от погодных условий. Как правило, въезд на автомобиле в лес запрещен в течение всего пожароопасного периода, а полный запрет на посещение лесов вводится только в особо засушливую погоду. За соблюдением этого режима следят лесники. В то же время, даже при введении полного запрета посещения, работники нацпарков могут пускать туристов на свою территорию, естественно, за ту самую оплату.

 

Кроме того существуют места, в которые я категорически не советую заходить. Это воинские части, полигоны, закрытые городки, приграничные зоны. Они могут иметь довольно обширные территории и никак не огорожены. В случае прохода не по дороге на приграничную зону или военный полигон вы можете вообще не встретить каких-либо предупреждающих знаков. Ответственность за нарушение прописана в законе и в случае поимки у вас будут большие неприятности.

 

1 3

 

При выборе района путешествия необходимо учитывать его эпидемиологическую обстановку, в частотности, присутствие энцефалитных клещей. Наибольшее количество клещей наблюдается с мая до середины июня. Клещи любят влажные густые леса, в светлых сосновых лесах и на солнечных полянах встречаются реже.

 

От того, насколько ответственно вы подойдете к этапу планирования, зависит успех мероприятия. На поиск информации может уйти достаточно много времени, поэтому рекомендую заниматься изучением материалов перед началом сезона.

Обновлено 07.05.2014 10:43