Home Форум Клуб RU-QRP Разное Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 07 Июн 2016 15:47 #31543

  • R2ANG
  • ( Пользователь )
  • R2ANG аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 147
  • Репутация: 9
Алексей, понял, а сколько у Вас один такой протянул?
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 07 Июн 2016 16:26 #31545

  • rj3t
  • ( Пользователь )
  • rj3t аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 143
  • Репутация: 32
Алексей, одной "черной коробочки" (собственно, она у меня одна), т.е. трех заряженных "банок" хватило на полтора часа (может быть чуть больше, точно не помню, но точно не больше 2 часов) активной работы на аппарате, который на прием потребляет примерно 0.2А, а на передачу - около 2А. через полтора часа активной работы в эфире стал наблюдать "просадку" напряжения в режиме передачи до 10.5В и ниже. не стал испытывать судьбу, свернулся и уехал домой. вполне допускаю, что это особенности моего экземпляра.
Последнее редактирование: 07 Июн 2016 16:55 от rj3t.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 07 Июн 2016 23:51 #31552

  • R2ANG
  • ( Пользователь )
  • R2ANG аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 147
  • Репутация: 9
Алексей, вот такая зарядка.

Такие две батарейки

Ничего кстати, что они в большинстве идут 11.1V?
Есть еще 14,8V
Последнее редактирование: 08 Июн 2016 01:54 от R2ANG.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Июн 2016 07:00 #31554

  • rj3t
  • ( Пользователь )
  • rj3t аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 143
  • Репутация: 32
R2ANG пишет:
Алексей, вот такая зарядка.
...
Ничего кстати, что они в большинстве идут 11.1V?
Есть еще 14,8V
Алексей, не уверен, что все импортные трансиверы буду хорошо себя чувствовать при напряжении 14,8в. нет, может быть даже работать-то будут, но неизвестно, как. где-то на форуме уже обсуждали, что, например, малышу ft-817 не особо приятно такое напряжение. считаю, что лучше уж 11.1в, чем 14.8в.

что касается зарядки, то у меня такая же, судя по надписям и показаниям экрана. вот пост с фотками моей зарядки.
все поглядываю на специальные мешочки-конверты, в которых, якобы, правильнее заряжать литиевые аккумы. с одной стороны, вроде бы нужная вещь, предотвратит от пожаров и взрывов (ттт, конечно), а с другой - не будет же хорошей вентиляции этого мешочка-конверта во время зарядки. поэтому так и заряжаю пока - на открытом пространстве и под присмотром.
кстати, в моей зарядке есть 3 пина, которые можно в настройках сделать либо входом, либо выходом.
931aae0939a5adcac781416fa248428a.jpg

если в настройках эти 3 пина сделать входом, то можно подключать датчик, докупив его, естественно, отдельно. этот датчик будет следить за температурой заряжаемого аккумулятора. в случае перегрева последнего, передаст эту информацию зарядке, которая просто отключит заряжаемый аккум, пока он не остынет.
ead535d9-3811-11e4-a800-005056c00008_671241d4-3dc7-11e4-9c4a-000c295db842-800x800.jpeg

однако, изучив данный вопрос, пришел к выводу, что такой датчик можно изготовить самому, используя LM35 и 3 провода.
IMAX_B6_LM35_Temp_Sensor_Wiring.jpg

E301DXTempSensor.jpg

а если в настройках зарядки сделать эти 3 пина выходом, то через стандартный переходник usb-to-ttl конвертер подключить зарядку к компу, то появится возможность через специальную программу контролировать процесс заряда.
вот, в этой статье все подробно описано, что и как надо делать :)
Последнее редактирование: 08 Июн 2016 07:41 от rj3t.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Июн 2016 13:37 #31558

  • R2ANG
  • ( Пользователь )
  • R2ANG аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 147
  • Репутация: 9
Чехол есть такой на 1905 года, но у меня в виде обычного мешочка. Если жалко на это 500-600 р. То можно купить рулон огнеупорной ткани, для ракетомоделирования, замотать батарею туда. Рублей 150 стоит. Ну или на любой строительный рынок, любую огнеупорную ткань. Но по факту что то надо иметь, ибо паркет нынче дорогой :)
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Июн 2016 16:22 #31561

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2419
  • Репутация: 282
Как-то не получалось продолжить разговор в теме.
Изначально Алексею R2ANG требовался "максимально легкий носимый вариант" для питания 50-ти ваттного усилителя. Были даны уточнения: "В лес ухожу далеко и надолго. Емкость максимальная, вес минимальный". "Задача, с усилителем, быть в эфире часа 3-4." Исходя из этого, было рекомендовано применять лёгкие и мощные АКБ на основе лития.

Говоря, что "Ничего из выше упомянутых аккумов Вам не подойдет", Андрей UT5NM не совсем прав, поскольку ничего легче и мощнее АКБ на основе Лития на данный момент нет. Однако, я совершенно с ним согласен, что применять с 817-м в поле усилок не совсем кошерно и что свинцового гелика на 7-9Ач хватает на 40-50 минут работы. При этом, он "выжимается" полностью, что не есть хорошо для его здоровья.
Также Андрей UT5NM пишет:
Для работы с подобным "кетайским увеселителем" в течении 3-4 часов без вреда для батареи, вам понадобится нормальный автомобильный аккум 45-60 а/ч, физику не обманешь...

Совершенно верно касаемо свинцовой батареи. Однако, исходя из личного 4-х летнего опыта эксплуатации батарей на основе лития, расклад по ним несколько иной.
Отвечая на вопрос Алексея R2ANG:
Так что посоветуете на 1 час хотя бы? Из реального мира?
и учитывая его ТЗ:
Емкость максимальная, вес минимальный

Можно дать ответ следующий ответ основанный на реальном опыте. Второсортная Литий-полимерная батарея ёмкостью 5Ач обеспечивает непрерывную работу TS-480 мощностью 100Вт на CQ в SSB в течении 1-го часа. Это было проверено во время работы спецпозывным R1812MB. Кстати, Андрей UT5NM был в числе наших корреспонденов ;)
Т.е. 5Ач - это один час непрерывной работы на CQ 100 ваттами при использовании литий-полимерной батарей. Соот. на 3-4 часа нужно иметь 3-4 литий-полимерные батареи общей ёмкостью 15-20Ач.

Далее, смотрим расклад по FT-817.
Литий-полимерная батарея 5Ач, в непрерывном режиме на "CQ" 817-й работает 5 часов. График тут.

Литий-железо-фосфатная батарея реальной ёмкостью 11Ач в непрерывном режиме на "CQ" 817-й работает 14 часов 48 минут. График тут.

Если использовать простейшие правила эксплуатации литиевых батарей, то никаких эксцессов быть не должно. Литий-железо-фосфатные батареи более надёжны: взрыво-пожаро безопасны, с большим напряжением и морозустойчивы с небольшой потерей ёмкости. Токи у наших трансиверов гораздо меньше, чем у моделистов. Если кто-то в семье "летает", то проблем с зарядом и эксплуатацией быть вообще не должно - обратиться за помощью и консультацией не составляет труда. Чтобы подстраховаться во время заряда , можно использовать вот такой девайс. Стоит совсем не дорого.
Поэтому вывод простой: или новые технологии и маленький вес, или тяжёлый свинец и лишний вес. Если вы едите на машине, то последний фактор не имеет значения.
Последнее редактирование: 08 Июн 2016 16:27 от RX3ALL.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Июн 2016 20:26 #31564

  • OK9ZBA
  • ( Пользователь )
  • OK9ZBA аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 265
  • Репутация: 22
...
Последнее редактирование: 05 Ноя 2017 14:07 от OK9ZBA.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Июн 2016 21:57 #31567

  • R2ANG
  • ( Пользователь )
  • R2ANG аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 147
  • Репутация: 9
Владислав, спасибо, теперь я разобрался я думаю. Подробно по времени работы, спасибо. Сегодня у сына забрал два таких аккумулятора и зарядку, попробую в выходные.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Июн 2016 22:45 #31568

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2419
  • Репутация: 282
OK9ZBA пишет:
Разговор, не получается, потому как у Алексея это нереализуемая мечта, даже при существующих передовых технологиях. Следует это признать. :(

Мне думается, что сначала нужно чётко определиться с целями и задачами: сколько времени планируется работать в эфире: 3-4 часа или 1 час, и какой мощностью 5 или 50 ватт.
ни в коим случае не сомневаюсь в результате ваших измерений, но(!)чтобы это однозначно утверждать требуется, как минимум:
1.Статистика, т.е. несколько независимых измерений с различными батареями (от разных продавцов, производителей)

В этой ветке форума я опубликовывал результаты экспериментов по двум типам батарей двух разных производителей. В CQ QRP, в статье "QRP-питание" опубликованы результаты измерений еще одного производителя. В целом, полученные данные сходятся. Что касается кол-ва измерений, то их было проведено 2-3 для каждого типа батарей. Полученная ∆ измерений настолько мала, что говорить о ней не имеет смысла: +/- несколько минут. В результате, я получил достаточно точное представление о реальном времени работы в эфире FT-817-го с каждым типом батарей, которое и озвучил на форуме. Более заниматься измерениями не вижу смысла. Их результаты подтверждаются работой в эфире в эфирных мероприятиях нашего Клуба: "Омега", "Юстас", "Охота", Полевые дни и работа в эфире на дачном участке.
2.Увесть вых.мощность ФТ -817 и вид излучения.
3.Какое соотношение времени в режиме работы на прием/передачу. Когда-то на заре развития мобил. телефонов, такое соотношение указывалось.

Если внимательно почитать пост #21287, на который выше уже давалась ссылка, а также пост #21111, то в них приведены условия проведения эксперимента: "FT-817 нагруженный на эквивалент. PWR 5W. Режим RX/TX = 15/15 секунд(имитация работы на CQ, CWType в режиме маяка)." Вид модуляции CW. 330мА на приём и 1,7А на передачу. Подсветка дисплея включена, предусилитель включён, средняя громкость в наушниках. Показания снимались с помощью электросчётчика Turnigy, любезно предоставленного Виталием RN3ANT.
Справедливости ради нужно уточнить, что на момент проведения эксперимента, второсортная LiPo батарея номинальной ёмкостью 5Ач, имела возраст 3 года и реальную ёмкость 4,6-4.7 Ач. Т.е. со свежей и первосортной батареей результаты эксперимента будут несколько выше.
Чтобы иметь небольшой запас, нужно ориентироваться на меньший результат, который и был приведён выше.
Тестирование свежей LiFePO4 батареи номинальной ёмкостью 10Ач проводилось при тех же условиях с тем же трансивером. По данным электросчётчика она показала ёмкость выше номинальной - 11,1 Ач, отдав 11,174 Ач и 141 Ватт-часов.
Поделиться своими результатами может каждый. Это будет очень полезная и интересная информация.

TO R2ANG: Алексей, полагаю, что сын подробно объяснил вам что к чему. Проблем быть не должно. Чтобы батарея была жива и здорова, нужно не дать упасть напряжению ниже 9,0-9,1В когда трансивер включается на передачу. Если будете контролировать напряжение по встроенному вольтметру 817-го, то имейте ввиду, что изначально(если не ковырялись в сервисном меню) его показания несколько занижены. Значит на батарее напряжение будет несколько выше. На сколько именно - выяснить не составляет труда. Эта небольшая ∆ пойдет в плюс жизненного цикла вашей батареи. Удачи в экспериментах! :)
Последнее редактирование: 08 Июн 2016 22:54 от RX3ALL.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 08 Июн 2016 23:30 #31570

  • OK9ZBA
  • ( Пользователь )
  • OK9ZBA аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 265
  • Репутация: 22
Спасибо, Влад за доп. информацию. Звиняйте, что я сразу всё подробно не прочитал. :oops:
Администратор запретил публиковать записи.
Модераторы: RX3PR