Home Статьи Радиолюбителю-туристу ПВД. Выбор рюкзака
ПВД. Выбор рюкзака PDF Печать E-mail
Автор: Vladislav V. Chugurov   
07.05.2014 18:03

 От того, насколько грамотно сшит рюкзак и правильно уложен, зависит удобство его переноски и затрачиваемые усилия, что в конечном счете сказывается на усталости туриста и количестве пройденных километров. Выбор рюкзаков сейчас огромный и неопытному человеку очень трудно выбрать подходящую модель. В этой статье я расскажу о своем видении правильного рюкзака.

 

4 1Лет тридцать назад единственной моделью, выпускаемой промышленностью, был «абалаковский» рюкзак - эдакий круглый брезентовый мешок с лямками. Сейчас такую конструкцию тоже выпускают, и называется он «рыболовный». Его достоинством можно назвать низкую цену и удобство укладки и доставания вещей. Для переноски грузов на большие расстояния такой рюкзак совершенно непригоден.

  

Сформулируем основные критерии выбора хорошего рюкзака. Для примера я буду рассматривать свой самодельный 50л рюкзак, т.к. из недорогих моделей полностью удовлетворяющего меня рюкзака я не нашел, а хорошие импортные стоят как половина трансивера.

  

4 2Объем рюкзака – это первое с чем необходимо определиться при выборе. Рюкзаки очень большого объема (более 110л.) обычно берут для многодневных походов или водные туристы для переноски частей своих судов. Для непродолжительных летних походов вполне достаточно объема 80-90л. Если планируется только 1-2 ночевки, можно взять 50 литровый рюкзак. На дневную прогулку достаточно 20-30 литров.

 

Форма рюкзака. Как уже было отмечено, шарообразная форма рюкзака для наших целей не подходит. Для удобства переноски рюкзак должен быть плоским и высоким. Чем выше центр тяжести рюкзака и ближе к спине, тем меньше наклоняется вперед человек для удержания равновесия. С другой стороны, слишком высокий рюкзак мешает передвигаться в лесу и ухудшает боковую устойчивость туриста, поэтому брать рюкзак высотой более 1м не рекомендуется. Шириной рюкзак не должен быть шире плеч человека, максимумом можно считать 50см. Более широкий рюкзак будет мешать рукам при ходьбе, не помещаться в двери транспорта. Толщина должна быть не более 2/3 от ширины, иначе центр тяжести рюкзака отдалится от спины, и внешне рюкзак будет напоминать цилиндр.

 

Грузовой пояс. Основная задача пояса – перенести часть нагрузки с плеч на бедра. Поэтому к нему предъявляются определенные требования: пояс должен иметь жесткую основу, быть мягким внутри, прочно крепиться к рюкзаку, иметь надежную быстроразъемную пряжку. Особо хотелось бы обратить внимание на жесткость. Если пояс не будет обладать этим качеством, то при нагрузке он сомнется на тех 10см от ваших тазовых костей до места крепления к рюкзаку и пользы от такого пояса будет мало. Для придания необходимой жесткости в пояс вшивается лист пластика. Пояс может быть вшитым в рюкзак или съемным. Вшитый предпочтительнее как более надежный, но он может мешать, например, если вы решили заняться альпинизмом и идете в беседке. При съемном поясе обратите внимание на прочность и жесткость присоединения к рюкзаку.

4 3 4 6

4 4 4 5

  

4 11Лямки. Для распределения веса рюкзака между грузовым поясом и лямками высота крепления лямок должна регулироваться под конкретного человека. Существует два основных способа: ступенчатая регулировка по горизонтальным стропам и плавная по металлическим направляющим. Второй способ предпочтительнее, поскольку с ним проще обеспечить необходимую жесткость рюкзака. Но какой-либо существенной разницы между ними нет, поскольку при том или ином способе существуют разные конструктивные методы обеспечения надежности, удобства переноски и регулировки. Как правило, профессиональный производитель владеет этими методами. Самым простым и надежным способом является, конечно, непосредственное пришивание лямок к рюкзаку. К сожалению, это возможно только при индивидуальном пошиве. Так же как и в грузовом поясе, для распределения нагрузки по всей площади лямки желательно иметь усиление пластиковым листом. Для лучшего облегания плеч лямки делают S-образной формы. Необходимо обратить внимание на надежность крепления верхнего и нижнего концов лямок к рюкзаку. Грудные стяжки на лямках помогают, если они разъезжаются в стороны. За петли на лямках удобно цеплять сумку с фотоаппаратом.

4 7 4 8 4 10

  

Вентиляция спины. Это, пожалуй, единственный вопрос, который так и не смогли окончательно решить производители рюкзаков. В мягких моделях рюкзаков эффективная вентиляция невозможна в принципе, чего бы не обещали производители и какие бы конструктивные и маркетинговые шаги не применяли. Вам необходимо смириться с тем, что ваша спина все равно будет мокрая, особенно если идете не в легкой футболке, а в флиске или куртке. Некоторые производители делают внешний каркас, обшитый сеткой, к которому по периметру крепится сам рюкзак, а спинка на определенном расстоянии удерживается специально изогнутыми планками. Но и такая конструкция имеет недостатки: из-за изогнутых планок сильно сокращается внутренний объем рюкзака, отдаляется центр тяжести от спины, увеличивается общий вес, сложность конструкции дает предпосылки на непрочность, при некачественных материалах сетка вытягивается, что делает такую систему практически бесполезной. В общем, стоит десять раз подумать, прежде чем покупать такой рюкзак.

 

4 12Элементы жесткости. Основное назначение – перенести нагрузку с лямок на пояс. В качестве таких элементов могут быть вертикальные металлические полосы, сложные каркасные конструкции, пластины из жесткого пластика во всю спину. Верхним своим концом они крепятся к рюкзаку на уровне верхнего крепления лямок или чуть выше, а нижним концом – в нижний край пояса. Пластинам придают так называемый «анатомический» изгиб якобы для лучшего прилегания к спине, но на самом деле это чисто маркетинговый ход, потому что, во-первых, спины у всех разные, а во-вторых, при ходьбе по разному рельефу спина принимает разный профиль. При выборе рюкзака обратите особое внимание на узлы крепления элементов жесткости к рюкзаку. Именно здесь возникают точки напряжения, и очень часто ткань не выдерживает нагрузок и рвется в верхней или нижней части. Так же проследите, чтобы жесткие пластины не соприкасались с вашей спиной, а были закрыты мягкими подушками.

  

Клапан. Закрывает сверху вход в рюкзак. Как правило, имеет большой карман сверху и малый изнутри. На больших рюкзаках клапан не пришит со стороны спины к рюкзаку, а полностью регулируется на лямках. Такое решение позволяет увеличить объем рюкзака за счет тубуса.

4 13 4 14

 

4 15Карманы. Вещь полезная и удобная. К сожалению, очень часто можно увидеть большие пухлые карманы на фасаде рюкзака. При заполнении их существенно смещается центр тяжести назад, что не лучшим образом сказывается на удобстве переноски рюкзака. На фасаде можно располагать только тонкий карман для карт и прочей мелочевки, либо не наполнять эти карманы тяжелыми вещами. Увесистые мелкие вещи можно положить в карман клапана. Так же, если позволяет ширина рюкзака, карманы могут быть расположены по бокам рюкзака, но в этом случае становится неудобным подвеска сбоку длинномеров. Как альтернатива, по бокам рюкзака могут быть расположены элементы крепления подвесных съемных карманов. Их же можно использовать для закрепления на рюкзаке телескопической пластиковой мачты для работы в эфире на ходу, а нижний конец мачты вставлять в сетчатые карманы снизу боковин. На лямки удобно закреплять УКВ портативку.

4 16 4 17 4 18

 

4 22Внешняя подвеска. Очень часто объем рюкзака не позволяет положить в него коврик, палатку и другие объемные вещи, в этом случае выручают элементы внешней подвески. Как правило, во всех рюкзаках есть боковые стяжки, которыми можно уменьшить объем рюкзака при неполной загрузке, а так же прикрепить снаружи рюкзака палатку, веревку и т.д. Тяжелые вещи закрепляются сверху клапана, обычно там располагают кошки. Стяжка под клапаном между спинкой и фасадом помогает придать рюкзаку правильную форму. Легкий коврик либо пристегивают снизу рюкзака, либо, что предпочтительнее, вертикально на фасаде или сбоку. Для этого хорошо помогают горизонтальные стяжки на фасаде, либо коврик цепляют резинками или веревками за петли вертикальных строп. Ледоруб, треккинговые палки вставляют в специальные петли внизу, клюв заводят в накладки, а древко крепят к тем же петлям вертикальных строп. Для удобства одевания рюкзака, поднятия и кантования необходимо иметь петли для рук. Обычно петля есть на спине между лямками, так же очень помогает петля на фасаде рюкзака.

4 20 4 21

 

4 23Материалы. Все современные рюкзаки шьют из синтетических тканей, лучшими считаются Кордура и Оксфорд. Это очень прочные ткани с полиуретановым покрытием. Хорошо, если ткань в своем составе имеет армированные нити Rip-Stop, которые не дают порваться ткани в случае ее пореза. Хорошие пластиковые пряжки имеют название производителя (Duraflex, Deuter, Equipment, Apri). Необходимо отметить, что фастексы (трезубцы) в силу своих конструктивных особенностей не могут выдержать большую нагрузку, особенно зимой, когда материалы становятся более хрупкими. Поэтому в наиболее нагруженных местах рекомендуется устанавливать самосбросы. В лямках рюкзака и в грузовом поясе должен использоваться пеноплен, который обладает достаточной упругостью и не впитывает воду. Некоторые производители для придания лямкам и поясу красивого пухлого вида устанавливают поролон. По сравнению с пенопленом мягкости он не придает, т.к. все равно сминается под весом рюкзака, но при намокании очень долго сохнет, что является существенным недостатком. Так же следует особо внимательно посмотреть на качество и количество швов, толщину ниток, способы заделки краев ткани и строп.

4 24 4 25 4 26

 

Чехол от дождя. Необходимо учесть, что, несмотря на покрытие ткани, рюкзаки все-таки не герметичные и под дождем промокают. Чехол помогает защитить рюкзак от дождя. Хорошо, если чехол вместе с рюкзаком накрывает пенопленовый коврик и палатку сбоку рюкзака. Убирается чехол в карман на дне рюкзака. Но все же, чехол не спасет от проливного дождя. В этом случае поможет только гермомешок или полиэтиленовый мешок внутри рюкзака или отдельные мешки для спальника и вещей.

4 27 4 28

 

4 29Вес рюкзака. Ясно, что чем легче рюкзак, тем лучше, но к сожалению, элементы жесткости, развитая подвеска, чехол, прочные ткани весят немало. Если рюкзак сделан грамотно, то набежавший вес с лихвой окупается удобством переноски. Для 90л рюкзака нормой можно считать вес до 3кг.

 

Укладка и регулировка рюкзака.

Как уже отмечалось, при укладке рюкзака надо стремиться сделать центр тяжести ближе к спине и повыше. При этом необходимо учитывать надобность той или иной вещи во время перехода, чтобы не лезть на дно рюкзака за курткой во время внезапно начавшегося дождя. Поэтому обычно спальник укладывается на самое дно, тяжелые вещи к спине, но так, чтобы они не упирались в спину, вещи, которые могут понадобиться во время перехода, укладываются сверху.

  

Тут необходимо остановиться на дополнительном входе в рюкзак. Практически в каждом большом рюкзаке внизу со стороны фасада имеется дополнительный вход, закрываемый молнией. Как уверяют производители, такой вход необходим для быстрого извлечения вещей снизу. Польза сомнительна, потому что при правильной укладке вещей такая необходимость не возникает, а недостатков имеется достаточно: возникает слабое место в конструкции рюкзака, исключается использование большого гермомешка. Кроме того, кто-то придумал отдельный вход делать в виде открывающегося всего фасада как в чемодане или через отдельную молнию со спины между подушками лямок. В общем, каждый изгаляется как может, и все это по законам того самого пресловутого маркетинга. Непонятно, зачем ослаблять конструкцию, делая рюкзак из отдельных сшитых лоскутов разных цветов ткани самых замысловатых форм?

 

Отдельный разговор про коврик. Обычный ижевский каремат в плотно сложенном виде занимает 10л объема. Если у вас внутри много свободного места, можно свернуть коврик в рулон и уложить его внутри по кругу. При этом рюкзак приобретает дополнительную жесткость, что упрощает укладку вещей. Кстати, такой способ опять же делает совершенно ненужными дополнительные входы. Но, как правило, места всегда не хватает, поэтому коврик приходится располагать снаружи на внешней подвеске. Лучшим местом переноски в вертикальном положении является фасад или боковины рюкзака.

Палатка либо укладывается внутрь, либо крепится боковыми стяжками к рюкзаку.

  

4 30Регулировка сводится к распределению веса рюкзака между лямками и поясом. Достигается это перемещением верхней точки крепления лямок и длиной самих лямок. При этом пояс должен быть затянут достаточно туго, и располагаться там, где обычно расположен ремень на брюках. Людям с пивным животиком это будет сделать трудновато. В зависимости от предпочтений можно либо совсем не нагружать пояс (в этом случае он будет выполнять чисто стабилизирующую функцию), либо основную часть нагрузки перенести с лямок на пояс, тем самым разгрузив плечи и позвоночник. Собственно говоря, достижение последнего и является приоритетной задачей для разработчиков рюкзаков.

 

Правильно уложенный рюкзак должен удобно сидеть, не болтаться из стороны в сторону при ходьбе, не быть перекошенным на бок, не сгибать человека в три погибели. На фото испытание моего рюкзака. Внутрь налито 40л воды.

  

При выборе рюкзака следует обязательно его надеть, причем он должен быть наполнен не надувными шариками, а как минимум палатками, т.е. вы должны почувствовать реальную нагрузку. Отрегулируйте подвеску как вам удобно, немного походите по магазину, понагибайтесь, поприседайте. Ни в коем случае не покупайте рюкзак на рынке, в рыболовном магазине, в Ашане. Приобретайте только в специализированных туристических магазинах. Хорошо зарекомендовавшие себя фирмы-производители: Снаряжение, Баск, Deuter (дорого, но качественно). Ну и конечно, учитывайте все вышесказанное.

Обновлено 08.05.2014 11:02