ПВД. На воде PDF Печать E-mail
Автор: Vladislav V. Chugurov   
13.05.2014 15:30

Ваши путешествия могут не ограничиваться пешими маршрутами. Сплавы по рекам вносят разнообразие и, кроме того, требуют меньше физических затрат, но и более опасны. Здесь будет рассмотрен вариант сплава по спокойной реке без препятствий в виде порогов, валов или бочек. Надо понимать, что бурная вода требует серьезной подготовки и потенциально опасна.

13 1

Наиболее простой и дешевый способ – это использовать надувную рыбацкую лодку. Для ее подходит небольшая речка с быстрым течением, но достаточной глубины, т.е. просторы Волги или ручей по щиколотку не лучший вариант. Грести веслами на надувной лодке долго не получится, поэтому скорость вашего движения будет равна скорости течения, а веслами надо только удерживать лодку в русле и обходить препятствия. Грузоподъемность и объем внутреннего пространства лодки должны позволить с запасом разместить ваши вещи. В идеале вещи должны быть упакованы в гермомешок и привязаны к лодке. Вместо гермомешка можно использовать большой и прочный мусорный мешок. Если река позволяет не работать постоянно веслами, то можно установить радиостанцию и работать в эфире на ходу. Антенной скорее всего будет GP, размещенный на удочке, а противовес брошен за борт. Чтобы противовес не потонул и не зацепился там за какое-нибудь препятствие, имеет смысл к проводу закрепить несколько пенопластовых поплавков. Можно и на надувной лодке сплавляться по широким рекам, но будьте готовы пережидать сильный ветер на берегу.

 

Если у вас уже есть байдарка то, скорее всего, мои советы вам не нужны, если же нет, читаем дальше. Байдарка позволяет расширить границы выбора водоема, на ней уже смело можно выходить на большие открытые реки и озера. Скорость хода двухместной каркасной байдарки составляет примерно 5-6 км/ч, что позволяет преодолевать значительные расстояния и, кроме того, противостоять течению и ветру. С другой стороны, байдарка предполагает наличие напарника, больше весит, гораздо дороже.

 

Задача переднего гребца – просто грести вперед, задний гребец кроме того еще управляет байдаркой. Матрос слушает и выполняет все команды капитана. Если на байдарке нет руля, то курс задается с помощью дугообразного гребка капитаном или банально гребков разной силы. Для экстренного поворота применяется торможение веслами с одной стороны, по-морскому – табанить. При посадке в байдарку сначала садится передний гребец, затем задний. Высадка осуществляется в том же порядке. Лопасти весел могут быть как в одной плоскости, так и повернуты относительно друг друга на 90°. Для простой гребли это не имеет принципиального значения. Если в будущем планируете освоить более сложную слаломную технику, применяемую на бурных реках, то следует сразу учиться грести развернутыми лопастями, кроме того, так меньше оказывается сопротивление ветру. В этом случае одна рука будет ведущая, а другая ведомая. Ведущая рука держит весло крепко без проворота, а ведомая в момент поворота весла слегка его отпускает. Весло держат так, чтобы между ним и предплечьем был прямой угол. При гребке надо стремиться к тому, что бы руки были прямыми, а весло было бы максимально вертикально. В момент гребка основное усилие идет от поворота корпуса, только потом уже работают руки. Сидя в Таймене на штатном сидении, обеспечивается хорошая устойчивость байдарки, но грести не очень неудобно. Повышая посадку, грести удобнее, но и увеличивается высота центра тяжести, что ведет к более нестабильной позиции. Для удобства гребцов под спину подкладывают пенопленовый коврик или пендель.

13 2

Байдарки и надувные лодки весом до 200 кг не нуждаются в регистрации в ГИМС но, тем не менее, при сплаве по судоходным рекам вы должны выполнять Правила плавания по внутренним водным путям. В первую очередь – это не идти по судоходному ходу. Допускается его пересечение под прямым углом за максимально короткое время, не создавая препятствия для других судов. Запрещается выходить на судовой ход при ограниченной видимости (менее 1 км), также запрещается движение через судовой ход ночью. При пересечении реки объективно оценивайте свою скорость и скорость судна, не старайтесь проскочить у него под носом, лучше пропустить. На всех членах экипажа должны быть одеты спасательные жилеты с привязанным к нему свистком. В байдарке должен находиться плавающий спасательный трос длиной 15 м. Члены экипажа не должны быть в состоянии опьянения. Запрещается приближаться и швартоваться к бакенам, грузовым и пассажирским причалам, пирсам, дебаркадерам, докам, под мостами и как-либо создавать помехи судоходству, использовать суда в целях браконьерства, пересаживаться из одной лодки в другую.

 

При движении по узкой быстрой извилистой реке необходимо держать свое судно в русле потока. Особо опасны прижимы, которые образуются на внешнем береге поворота реки. Если такой берег покрыт лесом, то возле него образуется залом из наполовину упавших деревьев и застрявшего в них плавника. Основная масса воды уходит под залом, поэтому он очень опасен. Если внешний берег поворота – скальная стенка, то возле нее образуется отбойный вал, грозящий перевернуть судно. Если еще при этом вода подмыла собой карман в скальной стенке, то уходящая в этот карман вода может увлечь за собой пловца из перевернутой лодки. А учитывая, что в этих карманах может скапливаться разный мусор, вероятность всплыть на поверхность уменьшается. Конечно, эта ситуация характерна для бурных категорийных рек, но, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Байдарку рекомендуется направлять до прижима в сторону внутреннего берега поворота реки, где откладывается песок и галька, после которого образуется спокойное место – улово.

 

Так же частенько можно встретить воронки, особенно, если на реке есть какое-либо искусственное препятствие. Опять же, на равнинных реках воронки не могут затащить под воду лодку или байдарку, а вот человека, да еще и без спасжилета – запросто. Рекомендация здесь следующая – побольше вдохнуть воздуха, и нырнуть в сторону от центра вращения воды. Вообще, умение плавать – очень полезный навык, который может спасти вашу жизнь, но, к сожалению, не всегда. Поэтому, кто бы там чего не говорил и не смеялся, одевайте спасжилет. Лишние 10 кг плавучести реально могут спасти.

 

Завалы образуются на нешироких реках, где поваленные деревья могут полностью или частично перегораживать русло реки. В зависимости от высоты и продолжительности завала, надувную лодку или байдарку можно перетащить через бревна, стоя на этих самых бревнах и своим весом их подтапливая, либо придется обносить завал по берегу. При протаскивании через завал обязательно одеть обувь, чтобы не поранить ноги. Так же часто встречаются плавающие или потопленные бревна, остатки различных конструкций, которые могут повредить оболочку надувной лодки или байдарки.

 

На больших водоемах во время ветра может подниматься значительное волнение. Если ваша байдарка имеет закрытый кокпит и оборудована юбками, то заливание воды через борт не вам грозит. В обычной открытой байдарке вероятность начерпать воды зависит от вашего мастерства и силы волнения. На искусственных водохранилищах волны короткие, с крутыми скатами, что делает их серьезным испытанием для туристов. Тут уже все зависит от вашего опыта, если чувствуете, что можете не справиться, лучше переждать, особенно, если в пути следования берег скалистый и найти убежище на берегу негде. Это не шутки, лучше «заработать» прогул и выговор от начальства, чем… Ну вы понимаете. При волнении во время гребли на байдарке старайтесь не напрягать поясницу, не зажимайтесь, пусть байдарка качается на волнах, а вы держите равновесие вертикальным положением верхней части тела. Постарайтесь расслабиться и успокоиться. Если вы все же перевернулись, двумя руками опираясь о деку байдарки покиньте ее. На воде держитесь за нее, проверьте состояние напарника, не паникуйте, гребите к берегу, если конечно, берег позволяет на него безопасно выйти. Если ваш напарник без сознания, бросьте байдарку, захватите его сзади и гребите к берегу. Приступайте к реанимации. Я говорил, что в водном походе ваш телефон, документы и деньги должны быть в водозащищенном пакете и всегда при вас? Они могут быть в кармане спасжилета или в поясной сумке.

 

Обязательно должен быть ремнабор для ремонта оболочки и каркаса байдарки. В него входят материал для заплаток, клей, наждачная бумага, бензин, широкий липкий скотч для экстренной заклейки дыры, толстые нитки и иголки для зашивания больших порезов, проволока для ремонта каркаса, пассатижи. Для надувной лодки следует добавить запасной клапан и крышку отверстия баллона. Большой поролоновой губкой удобно вычерпывать воду из байдарки и протирать «шкуру» и каркас при сборке. Если оболочка байдарки не проклеена снаружи дополнительными защитными полосами ленты вдоль стрингеров и кильсона, это надо сделать самому.

13 3

Во время гребли на байдарке попадание внутрь небольшого количества воды – обычное дело. Даже когда нет дождя, вода может сдуваться ветром с занесенного весла, просачиваться через швы оболочки, захлестываться через борт во время волнения и стекать с ног после посадки, поэтому вещи необходимо защищать от намокания. Их пакуют так же в гермомешки или в прочные пластиковые пакеты, обязательно привязывая к каркасу байдарки. Даже плотно набитый вещами мешок обладает положительной плавучестью, обеспечивая непотопляемость байдарки в момент аварии. При раскладке вещей старайтесь не перегружать нос байдарки, все тяжелые мешки укладываются между гребцами или назад. Сплав по воде обычно позволяет взять больше вещей, чем пеший поход, поэтому тут можно позволить себе некоторые излишества. Вес двухместных байдарок составляет 20-30 кг, что накладывает определенные требования к транспортной доставке туристов к началу маршрута (заброске) и выброске. Так же необходимо предусмотреть варианты аварийного схода с маршрута. В идеале, когда вдоль реки проходит оживленная автомобильная дорога или железнодорожная ветка с электричками.

 

Поскольку намокание в байдарочном походе является нормой, нет никаких причин пережидать дождь на берегу. При подборе одежды следует руководствоваться теми же принципами, что и при подготовке к пешему походу. Дополнительно надо подготовить сменный комплект одежды. Летом при хорошей погоде можно грести в футболке и шортах, но в холодную дождливую ветреную погоду даже летом в маечке уже холодно, приходится утепляться. Если идет дождь, то после того, как окончательно причалили, не переодеваясь быстро ставится палатка, заносятся вещи, убирается байдарка и после этого уже можно переодеться в сухие вещи, если они до этого не высохли на вашем теле. Если вода холодная, то используются резиновые сапоги, современные водники используют неопреновые боты с толстой подошвой.

 

Сплав на байдарке все же предполагает постоянно грести веслами, поэтому работать в эфире на ходу не получится, если конечно вы не договоритесь с напарником работать по очереди на месте матроса. В этом случае мачта крепится к шпангоуту, а каркас используется в качестве противовеса. При использовании кабеля длиной не больше 1 м, плохой КСВ не приводит к большим потерям сигнала, а тюнер обеспечивает работу выходных транзисторов УМ в оптимальном режиме. Трансивер следует защитить от брызг хотя бы полиэтиленовым мешком. Для ведения аппаратного журнала лучше использовать блокнот с водозащищенной бумагой, а записи делать карандашом. При приближении грозы обязательно следует опустить мачту, и вообще, находится на открытом водоеме во время грозы небезопасно.

Обновлено 13.01.2015 17:49